«Много званых, а мало избранных»

Сегодня Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает Сорок мучеников Севастийских. В этот день в храмах совершается Литургия преждеосвященных Даров.

Краткая история праздника такова. Несмотря на легализацию христианства в 313 году святым императором Константином Великим, язычество в Римской империи было очень распространено, и в тех провинциях, где у власти были язычники, гонения на христиан не прекращались. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. В городе Севастии командовавший гарнизоном Агриколай повелел своим воинам совершить жертвоприношения идолам, но сорок из них отказались, заявив, что они — христиане и поклоняются только Единому истинному Богу.

Шла зима 320 года. Не заставив христиан путем уговоров, лести, обещаний денег и званий поклониться идолам, их побили камнями, но какая-то неведомая сила оградила воинов от ударов. Тогда мучители – Агриколай и Лисий (прибывший в город знатный сановник) – приказали воинам, раздевшись, войти в ледяную воду озера. Дул пронзительный ветер, но всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они молились непрестанно – пели псалмы, невзирая на страшную боль от обморожения.

С целью сломить волю «мятежников», на берегу была растоплена баня, и один из воинов после нескольких часов мучений не выдержал, и бросился туда, но умер, едва ступив на её порог. Однако на его место в ледяную воду вошел стражник – Аглаий. Пораженный стойкостью воинов, он объявил себя христианином и стал молиться: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

«Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные», – обещал Господь Иисус Христос своим верным чадам. И многие века Церковь входит в общение с этими святыми мучениками, укрепляясь их благодатной помощью и давая всем верующим пример стойкости, преданности, любви ко Христу даже до смерти.

Праздник Сорока мучеников Севастийских всегда был любим на Руси. Существует древняя традиция в день праздника выпекать постные булочки ввиде жаворонков. Эта птица во время полёта резко меняет направление – то взмывает ввысь, то стремительно снижается, и считается, что это является символом души, устремлённой к Богу, которая преклоняется перед Его величием.

За богослужением в этот день читается отрывок из двадцатой главы Евангелия от Матфея, в котором Господь рассказывает притчу о наемных работниках, которые пришли в виноградник – кто раньше, кто позже – но все получили одинаковую заранее оговоренную плату.

В своей проповеди после литургии в Скорябщенском храме г. Клина протоиерей Савва Щербина сказал о том, что мы подчас неверно понимаем слова этой притчи Христовой.

Под хозяином здесь, конечно, подразумевается Господь, Который всем потрудившимся дает обещанное – и это ни что иное, как Царство Небесное. А люди почему-то жалуются, что одни трудились для этого меньше, а другие больше…

Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то́ же, что́ и тебе; разве я не властен в своем делать, что́ хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Мф. 20:13-16).

Задумаемся: Царство Небесное, что может быть больше этого? Как в любви, например, родителей к детям, здесь не может быть такого понятия, как больше и меньше, это любовь во всей полноте!

Много званых, а мало избранных  –  как понимать эти слова Христа? Думаете, избранные – это мы с вами, раз мы ходим в храм, причащаемся? Так и евреи думали, что Господь их избрал… А точнее было бы сказать: много званых, но мало тех, кто избирает этот путь и идёт им до конца. Господь всё и всем даёт в полной мере, только способны ли мы это взять?

Экзамен сдавать всем, сессия неизбежна, но тот, кто весь семестр ничего не делал и тот, кто учился, окажутся к разном положении. Господь-то дал, а дело за тобой: брать-то тебе, ты сам себя избери! Вот таких людей оказывается мало не по количеству, а по качеcтву веры и устремлённости к Богу.

Учитель хороший, учеников в классе много, а я сам? Я-то – учусь? Я – спасаюсь? Вот, о чём думать надо, а не о том, что находишься в числе избранных. Всех Господь спасает, но он не может спасти нас без нашего участия!

Автор: Юлия Павлюк

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние