«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними»

В Неделю 17-ю по Пятидесятнице
Лк 6:31–36

Мы слышали за богослужением отрывок из евангельского повествования от Луки, часть большой беседы Христа с учениками о духовно-нравственных ценностях христианства.

Критерии, которые открывает Христос, не являются для людей чем-то абсолютно незнакомым и новым. Мы все сотворены по образу Божиему, и Господь в сердце каждого из нас заложил отражение Своих свойств и качеств. Поэтому, когда человек приходит к христианству, сначала ему всё кажется странным, но, когда он вникает глубже, то вдруг начинает понимать: то, что он читает, является для него чем-то знакомым и родным, но хорошо забытым. Слова Христа написаны где-то в глубине нашего сердца, но словно мусором завалены.

Лучшие люди разных религий и культур говорят, в общем-то, сходные вещи. Христос формулирует главное правило человеческих отношений так: И ка́к хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к и вы поступайте с ними (Лк. 6:31).

Если мы будем смотреть на людей, которые нас окружают, то увидим, что во взаимоотношениях обычно действует принцип справедливости: если я поступаю хорошо, значит, и ко мне должны отнестись так же. Но дальше получается так: внутри группы людей – друзей, родственников – отношения могут быть вполне благополучными. Он мне взаймы даст, я – ему; я его выручаю, и если нужно, он тоже мне поможет. Но за пределами этой группы – «извините»: «своим» я готов помочь, а всем прочим – чего ради? Я же их не знаю!

Это система ценностей большей части людей, живущих вне христианства. Но от верующих Христос ждёт совсем другого.

Как-то я беседовал с одной женщиной, которая живёт в самом обычном многоквартирном доме. Все голоса соседей с одной стороны она прекрасно знает, а с другой – нет: ни разу не слышала голоса жены. Кричат дети, голос мужа можно разобрать, а её не слышно. Почему? Да потому что не ссорятся, не кричат. То есть в одной квартире – одна система взаимоотношений: мордобои, мат-перемат, а в другой – совсем иная. В какой системе взаимоотношений мы хотим жить? Как мы хотим, чтобы поступали с нами?

Есть Христос – Бог, есть Его семья – Святая Церковь, и мы с вами являемся членами семьи Христовой. Хотя здесь нужно оговориться, что не каждый человек, считающий себя членом Церкви, является им в действительности. Вот яблоня, у которой часть ветвей засохла: эти ветви вроде на яблоне, но уже мертвы. Так и в жизни: если человек не питается духом евангельским, духом благодати Божией, то он или ещё не стал христианином, или уже перестал им быть. Бывают, конечно, переходные ступени, когда человек находится на пути к истине, но случаются и более трагичные ситуации: человек вроде жил со Христом, но потом ценности этого мира закрутили, и он катится назад, пусть даже с крестом на шее.

Каждый сам выбирает систему ценностей, в которой он будет жить. Либо это система «справедливых отношений», которая является идеалом общественной жизни, либо христианство. Древние евреи считали грехом проступок, который совершен против ближнего: ударил, украл, нанес иной вред. Но христианство говорит другое: нельзя оценивать только телесные действия, у человека есть душа, и именно душа христианина отойдёт к Богу, на неё будет смотреть Господь. В этом и состоит вопрос: какая она, наша душа?

Не всё, что есть в нашей душе, выходит наружу. Человек может промолчать, а в душе осуждать. Может не развратничать, а в мыслях согрешать. Он не убивал никого, но в душе всех готов расстрелять. Телом он не преступник, а душа-то всё равно замарана этими грехами.

Нам не дано знать, когда воскреснет тело, это произойдёт при Втором Пришествии Христа, но наша телесная смерть не за горами. Когда кто-то говорит: «Успею еще покаяться!» – это еще бабушка надвое сказала. Вчера хоронили тридцатилетнюю женщину, сердце отказало  – никто не ожидал её смерти. Пройдите по кладбищу, посмотрите: там не так много стариков. Мы можем распоряжаться только сегодняшним временем и должны использовать его разумно.

Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят (Лк. 6:32). То, о чём мы говорили: «Мы – им, они – нам». Даже самые закоренелые грешники обычно любят своих детей и других близких. Но не это для нас является критерием! Мы все живем в мире, пораженном грехом, и у всех без исключения есть склонность ко греху: нам легче осуждать, ненавидеть, враждовать, чем любить и поступать по-доброму. Как легко поругаться и как трудно бывает помириться! Разве кто-то этого не знает?

Мы больны грехом, но если это состояние мы будем считать нормой, это конец, ведь после смерти мы придём в иной мир, где нормой является прямо противоположное, и тогда окажемся чужими для Бога.

И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же (Лк. 6:34). Вроде бы, всё по справедливости. Но не будем забывать, что эта проповедь Христа на ровном месте была обращена не к людям мира сего, а к ученикам. И если бы древний, да и наш мир всегда жил по справедливости, то и это было бы уже неплохо. Но Господь ставит более высокую цель для своих последователей во все времена.

Мы граждане двух государств – и земного, и Небесного, где Царь – Христос. Земные законы и нормы мы должны исполнять, если только они не противоречат Евангелию. Но в том мире иные законы, и если мы хотим приобщиться ко Христу и стать частью того мира, нужно прилагать для этого усилия. Не умеем? Надо учиться! Трудно? Но легко только глупости делаются.

А далее Христос говорит непостижимую вещь: Но вы люби́те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего (Лк. 6:35).  У нас обычно иначе: своих любить, чужих ненавидеть. Свой народ любить, агрессора ненавидеть, свою национальность и цвет кожи любить, а прочие – ненавидеть. Таковы законы мира сего, пораженного грехом. Но у Христа иначе, ведь все люди – Его дети.

Как можно отдать своё и не ожидать ничего взамен? Не совсем так. Дал взаймы денег – ожидай не денег: будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего (Лк. 6:35). Не в валюте будет эта великая награда – вы будете детьми Бога, будете жить с Ним, в Его доме, пребывать в Его радости. Не только за пределами земной жизни, но и здесь. Господь уже здесь приходит в нашу душу и ждёт, чтобы мы открыли Ему своё сердце.

Почему мы должны любить врагов? Потому что Господь призывает нас: будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:36) , то есть, если хотите быть Божьими детьми, старайтесь быть похожими на Него.

В семье, когда близкие похожи друг на друга внешне – все рыжие, брюнеты или блондины, сразу понятно, где чей ребёнок, а нас Господь выбирает по нашим душевным качествам, видя, темная или светлая душа у человека.

Так что же, стремясь исполнить заповедь о любви к врагам, я должен с ними «целоваться»? Не в этом дело. Слово «любовь» в русском языке имеет разные оттенки: любить ребенка и жену – совсем не то же самое, что любить вкусно поесть. А в греческом языке для каждого смыслового оттенка есть своё слово.

Эрао – страстная любовь,  любовь мужчины и женщины.
Стерго – семейная любовь, любовь к детям, родителям, другим близким.
Филео – дружеская любовь, знакомая всем нам.
И, наконец, ага́пао – братская, христианская любовь. Имя Агафья, например, произошло от этого слова.

Христианская любовь возводит все остальные виды любви на совершенно иной уровень, согревает их. Относиться с христианской любовью к нашим врагам – значит отнестись к ним доброжелательно, справедливо, с сочувствием. Ему больно – помоги, голодно – поддержи, неприятности – не топи его, помоги выплыть.

У Льва Толстого есть описание войны с французами, где рассказывается, как по окончании сражения русские солдаты и пленные сидят вместе возле костра и едят похлебку из одного котелка. Да, это враг, ты с ним воевал, но сейчас он в плену, он тоже человек, и отношение к нему у русских солдат после боя было доброжелательным.

Враги делают нам плохо, но сколько мы сами гадостей перед Богом совершили, а Господь нас принимает, и блага даёт, и к общению с Собой, и к Причащению допускает, и Царство Божие перед нами открывает. Христианская любовь должна как согревать добрые и светлые отношения, так и темные делать светлее. Бог любит праведных и неправедных, и мы должны поступать так же. Тогда Он в нас узнает Своих детей, и с нами всегда будут Его любовь и поддержка – и здесь, в этом мире, и в том. Аминь.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние