Из истории иконографии Божией Матери Одигитрия

Предание свидетельствует, что первый образ Матери Божией, получивший название Одигитрия, был написан апостолом Лукой. В середине V в. икона была привезена в Константинополь и находилась во Влахернском храме.

Вероятно, сама икона (или её чтимый список) какое-то время была в монастыре Одигон (Οδηγός – путеводитель), отчего и происходит её вошедшее в историю наименование Путеводительницы. Древний образ погиб при взятии Константинополя турками в 1453 г. – османские завоеватели разрубили на части украшенный драгоценными камнями золотой оклад вместе с иконой.

Бытование Одигитрии на Руси начинается в середине XI в., когда византийский император Константин IX Мономах дал икону в благословение своей дочери – царевне Анне, ставшей женой князя Всеволода Ярославича. Их сын, князь Владимир Мономах, в 1095 г. перенес икону в Смоленск, и с этого времени она получила на Руси наименование Одигитрии Смоленской и стала одной из самых почитаемых чудотворных икон.

В нашей заметке приводятся примеры списков древней Одигитрии, созданных в то время, когда почитание Путеводительницы на Руси широко распространилось и были написаны ее чтимые копии. К началу XIII в. икона Путеводительницы Одигитрии стала одной из самых известных и почитаемых на Руси.

Предание свидетельствует, что первый образ Матери Божией, получивший название Одигитрия, был написан апостолом Лукой. В середине V в. икона была привезена в Константинополь и находилась во Влахернском храме.

Вероятно, сама икона (или её чтимый список) какое-то время была в монастыре Одигон (Οδηγός – путеводитель), отчего и происходит её вошедшее в историю наименование Путеводительницы. Древний образ погиб при взятии Константинополя турками в 1453 г. – османские завоеватели разрубили на части украшенный драгоценными камнями золотой оклад вместе с иконой.

Бытование Одигитрии на Руси начинается в середине XI в., когда византийский император Константин IX Мономах дал икону в благословение своей дочери – царевне Анне, ставшей женой князя Всеволода Ярославича. Их сын, князь Владимир Мономах, в 1095 г. перенес икону в Смоленск, и с этого времени она получила на Руси наименование Одигитрии Смоленской и стала одной из самых почитаемых чудотворных икон.

В нашей заметке приводятся примеры списков древней Одигитрии, созданных в то время, когда почитание Путеводительницы на Руси широко распространилось и были написаны ее чтимые копии. К началу XIII в. икона Путеводительницы Одигитрии стала одной из самых известных и почитаемых на Руси.

Приведем для сравнения две византийских иконы того же времени: одна из них, такого же точно размера, находится в Музее византийского и христианского искусства в Афинах, а вторая – на ней Богородица изображена в рост – в монастыре Ватопед на Афоне. В художественном отношении эти иконы представляются более совершенными, но вспомним, что в XIII в. Ростовское княжество неоднократно разоряла Орда и сохранение в нем иконописной школы заслуживает глубокого уважения.

К концу XIII в. относится еще одна икона Одигитрии из собрания ГТГ – Псковская; она находилась в церкви «Николы от Кожи» XIX в., стоявшей на месте древнего несохранившегося монастыря (в безбожное лихолетье сломали и саму церковь «Николы от Кожи»).

Благоговейное почитание имели в отношении Одигитрии монашествующие. Приведем несколько примеров.

Икона Богоматери Одигитрии XIII в. из пещерного монастыря Успения Богородицы в Кафтуне – небольшой деревни на севере Ливана – это главная и древнейшая святыня обители; она в хорошей сохранности. В верхней части иконы два небольших круглых медальона с изображением ангелов. Икона обрамлена лепной рамкой, выполненной в технике пастильи (гипс, покрытый позолотой).

Еще один монастырский образ начала XIII в. – мозаичная икона из Афонского монастыря Хиландар, расположенного неподалеку от Ватопеда. А Ватопедская икона Одигитрии, написанная столетием позднее, в начале XIV в., помещена в серебряный оклад с фрагментами позолоты и рельефными изображениями: Благовещения, Богоявления, Сретения, Рождества Христова, Входа Господня в Иерусалим, Воскрешения праведного Лазаря, Распятия Господня с предстоящими, Воскресения Христова – Сошествия во ад, Преображения Господня и Пятидесятницы – Сошествия Святого Духа. Два изображения, находившиеся в нижнем регистре оклада, утрачены; не сохранились и изображения ангелов в медальонах.

В период монгольского нашествия Одигитрия стала для русских людей верной спутницей на их скорбном пути – в том числе, и на пути в неволю. Икона Одигитрии XIII в. из Рязанского кремля (ныне историко-архитектурный музей-заповедник), по-видимому, была принесена с Афона в самый тяжелый период истории Рязанского княжества, ставшего первой жертвой нашествия монголов на Русь. В 1237 г. хан Батый разорил город и поголовно истребил жителей; был ранен и на долгие пятнадцать лет уведен в ордынский плен князь Олег Красный. Но икона чудом уцелела; перед нею плакал рязанский князь Юрий, узнав о гибели своего сына Феодора. Столица княжества была перенесена в Переславль-Рязанский, а икона нашла свое место в Рязанском кремле. Икону выносили на крестные ходы: на её нижнем поле сделана прямоугольная деревянная вставка, к которой крепятся две металлические петли с кольцами на обороте.

Предание связывает появление чудотворной иконы Одигитрии с именем епископа Муромского и Рязанского Евфросина Святогорца (который совершил монашеский постриг благоверных князей Петра и Февронии незадолго до их кончины). Композиция Рязанской Путеводительницы, имеющей, как говорилось выше, афонское происхождение, напоминает еще одну икону Одигитрии, в нашей подборке – самую древнюю, IX в. Она находится в Афинском византийском музее.

Завершим наш обзор самой поздней по времени написания иконой – чудотворной Одигитрией середины XV в. из Троице-Сергиевой лавры (сейчас она в собрании ГТГ). Небольшая, 38 х 28 см, икона находится в серебряном басменном окладе; нимбы Богородицы и Младенца Христа украшены драгоценными камнями и жемчугом. В верхнем регистре иконы изображена Троица Ветхозаветная, причем рисунок ангелов повторяет Троицу преподобного Андрея Рублева – нет сомнения, что иконописец Одигитрии руководствовался творением преподобного Андрея. По углам верхнего регистра – ангелы, помещаемые обычно в медальонах. На боковых полях иконы – изображения преподобных Сергия Радонежского, Евфимия Суздальского, Димитрия Вологодского (Прилуцкого), Варлаама Хутынского, Кирилла Белозерского, Павла Обнорского.

Икона Богородицы Одигитрии из Троице-Сергиевой лавры – яркое свидетельство тому, что именно Путеводительница была излюбленной иконой наших преподобных отцов. Пречистая Дева не только указывала им путь ко спасению, но в буквальном смысле сопровождала их в странствиях, плодом которых стали новые монашеские обители на просторах великой Руси.

Автор: епископ Балашихинский Николай
Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние