Искусители

Автор: Петр Борисович Липатов

Одно поучительное происшествие, случившееся со мной во время недавнего паломничества, заставило меня взяться за перо. В наше смутное время многие тянутся к святыне, совершают паломнические поездки по святым местам, нередко даже не подозревая, что и там сатана, хитро сплетая сети, борется за души человеческие, а неудержимое стремление к чудесам людей, еще не окрепших в вере, может привести к серьезным последствиям.

Я приехал в Серафимо-Дивеевский монастырь. Вечером и утром помолился на Архиерейском соборе; прошел с молитвой по Канавке, искупался в святых источниках. Приближался вечер, ехать домой было поздно, да и не хотелось. Так как путь от источника до монастыря неблизкий, то в собор мы попали лишь к концу службы. Пока мы стояли в очереди, чтобы приложиться к честным мощам святого Серафима, Павел предложил мне поехать на ночную молитву к старцу-схимнику, подвизающемуся в дальней пустыньке преподобного Серафима. По словам схимника, пустынька представляет собой келью в лесу, причем в келье сохранилась печка, выложенная руками самого святого. Недалеко от келий, по словам того же старца, находятся пять скрытых от посторонних глаз святых целебных источников. Более того, именно в этот вечер ожидался приезд в пустынь старца Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Наума.

Предложение казалось заманчивым: так хотелось увидеть и пустыньку, и печку, и получить благословение от самого старца Наума. Мы твердо решили ехать. Собираясь работать не более часа, я вынужден был остаться на весь день. Один из вернувшихся из пустыньки друзей (он назвался Олегом) восторженно рассказывал про ночное молитвенное стояние необыкновенного «боговдохновенного» старца и на мой вопрос, нельзя ли и нам с Павлом посетить таинственного схимника, Олег радостно сообщил, что старец принимает на послушание всех желающих потрудиться во славу Божию.

Сели в автобус, минут через тридцать-сорок вышли в поселке Сатис. Олег сказал, что до пустыньки минут двадцать ходьбы. Для полной уверенности уточнили маршрут у встречной старушки. По Промыслу Божьему или по Его попущению нас ожидал совсем иной маршрут: спутник мой забыл дорогу, и мы сбились с пути. Шли лесом, полями, минули несколько дачных поселков. В пути расспрашивал Олега о том, как он попал в пустыньку, на что тот ответил, что посетить ее ему предложил загадочный старец-схимник, не назвавший себя по имени, он же оплатил такси до поселка Сатис. Чем ближе мы подходили к пустыньке, тем возбужденнее становился мой спутник: так, например, указав мне на печь, он утверждал, что на ней отдыхал святой Серафим, и вообще говорил много и бессвязно. Сомнение закралось у меня в душу. Я понял, что пустынька — это дом в деревне, а его насельник — сумасшедший старик и попавшие под его влияние горе-паломники, как и я. Рассказ Олега о том, как «старец причащал их», заставляя пить сок из стеклянной банки, просто поверг меня в ужас. Олег также поведал и о старце Науме, который должен приехать специально для нас, чтобы совершить очередное ночное богослужение. Литургия же совершается старцами по особому чину на столе в центре комнаты и заставленном какими-то старинными книгами. Холодок пробежал у меня по спине. «Это — секта, а я — жертва или меня ведут на обмен вместо друга Олега, который еще вчера попал в эту пустынь и до сих пор находится там»,- мелькнуло вдруг у меня в голове. И снова мысль: а жив ли друг Олега, ведь он не вернулся вместе с ним в монастырь. Перестаю слушать моего излишне болтливого спутника, начинаю молиться. Постепенно мои мысли приходят в порядок, я чувствую помощь Божию и заступничество преподобного батюшки Серафима, понимаю, что мой попутчик — жертва какого-то психологического воздействия, и я начинаю постепенно высказывать свои сомнения относительно старца и необходимости нашего посещения пустыни. Вместо предполагаемых двадцати минут путь от остановки до пустыни занял два с половиной часа. За это время Олег осознал все происшедшее и согласился со мной, но во власти старца-лжесхимника остался друг Олега, которого мы не могли оставить в беде и твердо решили идти на его поиски. Так как Олег убедил меня, что старик безопасен, а последний автобус уже ушел, то у него мы могли бы переночевать и утром все вместе вернуться в монастырь. Далее события разворачивались, словно по сценарию фильма ужасов.

Придя на место, я увидел, что пустынька представляет собой стоящую особняком деревенскую хату, окруженную забором и скрытую от любопытных глаз густой растительностью, так что видна одна лишь крыша.

Перед домом — ухоженный перекопанный огород (на котором, как выяснилось позже, и трудятся послушники). Калитка увенчана крестом и находится не со стороны улицы, а со стороны леса. Крест есть и на самом доме; обилие крестов вызвало гнетущее впечатление. У меня тревожно забилось сердце, когда Олег поднялся по лестнице и постучал в дверь. Через мгновение из-за двери послышались шаркающие шаги и раздался по-стариковски скрипучий голос, слащаво приветствующий нас: «Христос воскресе!» Олег прочитал молитву, дверь отворилась. Изумлению моему не было предела! Старец-схимник предстал перед нами в домашнем «схимническом» облачении: потертых тренировочных штанах и ветхой застиранной футболке, голову покрывала черная спортивная шапка с красным крестом.

Увидев Олега, старец расплылся в улыбке и льстивым голосом что-то начал говорить ему. Вдруг его взгляд упал на меня. Олег попытался представить меня старцу, но тот почти визгливо потребовал, чтобы и ноги нашей здесь не было. Доводы Олега, что на улице почти ночь, транспорта нет, что мы голодные, не имели отклика. Дед наотрез отказался пускать нас в дом, судорожно пытаясь закрыть. Олег, препятствуя этому, стал требовать, чтобы его немедленно пустили к другу или чтобы тот вышел к нам. Старый мошенник пытался убедить нас, что друг занят: «Читает акафист», а нам, богохульникам, в святом месте не место и лучше бы нам уйти. Подобный шум, по всей видимости, для деревни явление не частое, и старик, боясь разоблачения со стороны местных жителей и нервничая, пытался избавиться от нас, утверждая, что у него имеются связи с Лаврой и к нему с минуты на минуту приедет старец Наум и пять священников на очередную литургию. «Даже трапезу сготовили», — твердил он (чуть позднее от местных жителей я узнал, что действительно регулярно под покровом ночи в этом доме собираются шесть стариков; они заходят в дом со стороны леса, а что происходит в этом доме — никто не знает).

Чувствуя, что в доме творится что-то неладное, интуитивно беру в руки крест с частичкой Мамврийского дуба, и, крестя с молитвой все вокруг, обхожу дом. О том, кто находится в нем и что там происходит, мне так и не удалось узнать, так как внутрь нас не пустили. Окна были наглухо закрыты и завешены. Пока я обходил кругом, Олег пытался штурмом взять дом. Не выдержав такого сопротивления, дед позволил выйти горе-паломнику, другу Олега, однако, его отсутствующий взгляд и какая-то заторможенность не предвещали ничего хорошего. Как под гипнозом, он несколько раз повторил: «У меня все хорошо, уйдите». Старик торжествовал. Олег спросил меня, что же теперь делать. Единственное, что мы могли в тот момент сделать, это припугнуть старца, пообещав, что, если его послушник не появится завтра в монастыре, мы вернемся, но уже с милицией. Это, по всей видимости, убедило деда, и он пообещал нам лично отвести его завтра в монастырь.

Обратно мы шли по деревенской улице. Надо отметить, что встретившиеся нам на дороге местные жители неохотно говорили о таинственных обитателях описанного выше дома, но их короткие рассказы убедили меня в том, что это секта хлыстов. На это указывал случай, когда, угостив человека водой, один из членов секты выбросил чашку (считая ее оскверненной), а также то, что сектанты устраивают нередко совместные купания с женщинами в находящемся неподалеку от дома болоте (именно это болото сектанты и называют «целебным источником святого Серафима»). Один из местных поведал нам, как однажды из дома бежал изможденный молодой человек, твердя одно: «Как отсюда выбраться? Помогите!» Он жаловался на изнурительный труд и скудное питание. И это не единственный рассказ, таких свидетельств множество. К счастью, на служебном автобусе нам удалось доехать до источника святого Серафима, а отсюда уже добраться пешком до монастыря.

Утром я рассказал монахиням и диакону о случившемся. Тот не удивился моему рассказу, поведав мне, что любое святое место окружено подобными нечестивцами и мой случай не единственный. Так как мне все-таки необходимо было уезжать, мне не удалось узнать о том, что случилось с Олегом и его другом. Во время нашей следующей встречи с Павлом он рассказал мне, как буквально перед отъездом из монастыря к нему подошел благообразный седовласый старец с окладистой длинной бородой (тот самый лжесхимник) и с загадочной улыбкой предложил посетить пустынь преподобного Серафима, искупаться в целебных источниках и потрудиться во славу Божию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние