Фонвизин Денис Иванович

Фонвизин Денис Иванович

ФОНВИЗИН (Фон-Визин) Денис Иванович родился (1744 г., Москва) в дворянской семье — сатирик и драматург.

Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца.

С 1755 учился в гимназии для дво­рян при только что открытом тогда Московском университете.

В 1762 по окончании гимнази­ческого курса был переведен в сту­денты, но в том же году оставил универ­ситет и определился на службу в Колле­гию иностранных дел переводчиком.

В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего те­атрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в осо­бенности дружит с выдающимся акте­ром И. А. Дмитриевским.

С 1769 занял должность секретаря при руководителе Коллегии иностранных дел графе Н. И. Па­нине и в течение многих лет был его самым доверенным лицом в вопросах внешней политики.

В 1777—78 совершил путешест­вие во Францию, где познакомился с писателями Мармонтелем и Тома, энцик­лопедистом Д’Аламбером, американским политическим деятелем и ученым Б. Франклином и был свидетелем «три­умфа», устроенного по случаю приезда Вольтера в Париж.

В 1782 вышел в отставку в связи с ухудшившимся состоянием здо­ровья.

В 1784—85 ездил лечиться за границу — в Италию, а в 1786—87 в Авст­рию, но поездки эти не при­несли ему пользы. Столь же безуспешным оказалось и путешествие в Прибалтику, предпринятое Денисом Ивановичем за три года до смерти.

Интерес к литературе и к театру про­будился у Фонвизина еще в ученические годы. Самым ранним из дошедших до нас лите­ратурных опытов писателя является пе­ревод «Басен нравоучительных» датского сатирика Л. Гольберга (перевод сделан не с подлинника, а с немецкого текста; при жизни сатирика трижды выходил отдель­ным изданием — в 1761, 1765 и 1787).

Ряд его мелких переводов с немецкого и французского помещен в университетских журналах «Полезное увеселение» (1761) и «Собрание лучших сочинений к распрост­ранению знания и к получению удовольст­вия» (1762). Переводить он продолжал и по выходе из университета. Перевёл:

«Геройская добродетель, или Жизнь Сифа, царя Египетского» политико-нравоучительный роман Террасона (1—4 ч., 1762 —1768),

«Любовь Кариты и Полидора» роман Бартелеми (1763),

«Торгующее дворянство, противуположенное дворянству военному»

рассужде­ние Куайе (1766),

«Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» сентиментальную повесть Арно (1769),

«Иосиф» поэму в прозе Битобе (1769),

«Альзира» трагедия Вольтера осталась в рукописи,

«Мета­морфоз» Овидия не напечатан

«О правительствах» трактата немецкого юриста Юстине не напечатан.

Одновременно с работой над переводами развивалось и оригинальное творчество Дениса Ивановича «Весьма рано появилась во мне склон­ность к сатире, — писал сатирик, вспоминая свои ученические годы. — Острые слова мои носились по Москве… Меня стали скоро бояться, потом ненавидеть; и я вместо того, чтобы привлечь к себе лю­дей, отгонял их от себя и словами и пе­ром. Сочинения мои были острые руга­тельства: много в них было сатирической соли…» («Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях»).

Стихо­творные сатиры Фонвизин продолжал писать и по приезде из Москвы на службу в Пе­тербург. В «Опыте исторического сло­варя о российских писателях» (1772) Новиков отмечал, что Денис Иванович «написал много острых и весьма хороших стихотворе­ний». Из них в настоящее время известны лишь отрывки из двух посланий («К Ямщикову» и «К уму моему»), одна эпи­грамма и ставшая знаменитой сатира в стихах«Послание к слугам моим Шуми­лову, Ваньке и Петрушке» (опубликовано в 1769). Обращенное к реальным лицам, оно, по существу, представляет собой не посла­ние, а драматизированный разговор сатирика со своими слугами на тему о смысле бы­тия. Большого мастерства достиг он в об­рисовке слуг, ответы которых на задан­ный им вопрос выявляют индивидуаль­ные особенности характера каждого из них. Антиклерикальные тирады, произносимые Ванькой, и своего рода «воль­терьянство» Петрушки не выдуманы сати­риком, но в то же время определенным образом перекликаются с мыслями и на­строениями самого драматурга. Это делает его «Послание к слугам» прежде всего ко­лоритнейшим памятником русского философского свободомыслия XVIII века. Од­нако философская тема, поставленная в этом произведении, перерастает в тему социальную, обнаруживающую умение сатирически отображать типические явления действительности. Начиная с 60-х гг. XVIII в. развитие капиталисти­ческих отношений в России сопровож­далось дальнейшим усилением крепостнического гнета. Глубоко характерно по­этому, что Фонвизин, наряду с резким сатири­ческим изображением русского крепо­стнического уклада, с большой остро­той показывает в своем «Послании к слу­гам» силу денег как основного фактора, определяющего человеческие взаимоот­ношения. Жизненная сила и обличитель­ная направленность этого произведения впоследствии заслужили высокую оцен­ку Белинского, утверждавшего, что «за­бавное» и «злое» послание сатирика «переживет все толстые поэмы того времени» (Полн, собр. соч., т. V, М., 1954, с. 537; т. VII, М., 1955, с. 119).

Как драматург Денис Иванович впервые выступил со стихотворной комедией «Корион», по­ставленной на придворной сцене в 1764. В этой пьесе он пытался разрешить ту же задачу, что и другие современные ему драматурги (В. И. Лукин, И. П. Ела­гин, Б. Е. Ельчанинов), — задачу создания русской национально-бытовой ко­медии путем «склонения на паши пра­вы», т. е. переделки, произведений запад­ноевропейского театрального репертуара. Образцом для «Корион» послужила ко­медия французского поэта Грессе «Сид­ней». В целом пьеса лишена сколько-нибудь органической связи с русским бытом. Примечательно в ней лишь то, что Денис Иванович вывел на сцену одно отсутст­вовавшее во французском тексте дей­ствующее лицо — крепостного крестья­нина, сетующего на свою горькую участь.

Крупной удачей драматурга была его вторая комедия — «Бригадир» (написана между 1766 и 1769, напечатана в 1792—1795). По справедливому выражению современни­ка, услышавшего пьесу в чтении самого автора, это была «первая комедия в на­ших нравах». В «Бригадире» Фонвизин жестоко высмеял невежество, взяточничество, ханжество и слепое раболепство перед иностранщиной, столь характерные для поместно-бюрократических кругов рус­ского общества. Жизненная убедитель­ность таких сатирических персонажей комедии, как Бригадир, Советник, Со­ветница и Иванушка, достигнута дра­матургом без нарушения свойственных классицизму принципов изображения характеров. Зато в Бригадирше с боль­шой силой проявились реалистические тенденции творчества Дениса Ивановича. Основным ху­дожественным достоинством пьесы был метко индивидуализированный язык действующих лиц: военный лексикон Бригадира, сочетание канцелярско-приказных и церковнославянских выраже­ний в речи Советника, салонный русско-французский жаргон Иванушки и Со­ветницы, народное просторечие Брига­дирши. В противоположность отрица­тельным персонажам положительные об­разы комедии (Добролюбов, Софья) от­личаются бледностью и схематичностью.

Вершиной творчества Фонвизина и всей рус­ской драматургии XVIII века явилась ко­медия «Недоросль»(1782, поставлена в том же году, напечатана в 1783). Содер­жащееся в этой пьесе обличение «зло­нравия» помещиков-крепостников, бла­годаря остроте художественно-сатириче­ского обобщения, с невиданной ранее вы­разительностью раскрывает социальную сущность крепостничества. В «Недорос­ле» Денисом Ивановичем «впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепост­ного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством кресть­янства» (М.Горький, История рус­ской литературы, М., 1939, с. 22). По своему общественному значению коме­дия оказалась неизмеримо шире той субъективной дворянско-просветительской цели, которую преследовал автор, призывавший к законодательному обу­зданию крепостников. «Недоросль» —ко­медия социально-политическая, посколь­ку заключенный в ней подтекст направ­лен против осуществлявшейся в эти годы Екатериной II политики укрепления кре­постничества. Большое внимание уделил драматург в комедии традиционной в просветительской литературе проблеме воспитания. Однако по сравнению с тем как эта проблема разрешалась до Фонвизина, она значительно углубляется и получает в «Недоросле» социальное осмысление. Дурное воспитание Митрофанушки вос­принимается как естественный результат всего крепостнического уклада. Сущность социального зла, против которого ополчается драматург, раскрывается не только по­средством декларативных сентенций, про­износимых положительными персонажа­ми, но и в живых, запоминающихся об­разах. Одни из них заострены до гротес­ка, до карикатуры (Скотинин, Вральман, Кутейкин), другие отличаются большей внутренней сложностью. В образе Простаковой показаны не только черты тиранки-помещицы, но и любящей матери. Эта любовь облечена у нее в поч­ти животную, примитивную и безрас­судную форму. Такая любовь не может породить в Митрофанушке ничего иного, кроме невежества, лени и грубости, а воспитание, получаемое им, должно не­минуемо превратить его в тирана-крепо­стника, подобного матери. Отрицатель­ным персонажам, согласно законам дра­матургии классицизма, противопостав­лены положительные (Стародум, Правдин, Милон). В их обрисовке Денис Иванович стремил­ся избежать безличности и схематизма. Новым было и то, что в них нашли отра­жение реальные черты современников Фонвизина. Тем не менее, присущая им дидактико-моралистическая тенденция лишает их той жизненной конкретности, которой преисполнены отрицательные действующие лица. Недаром имена Митрофанушки, Простаковой, Скотинина, Вральмана, Кутейкина стали нарицательными.

Если язык персонажей «Бригадира» служил для их социально-бытовой характеристики, то язык персонажей «Не­доросля» одновременно отвечает задачам психологической характеристики. С осо­бенным мастерством индивидуализиро­вана опять-таки речь сатирических дей­ствующих лиц, превосходно передающая речевые особенности среднепоместной дворянской среды.

«Недоросль» создавался в рамках дра­матургических правил классицизма. Од­нако воздействие эстетических принципов буржуазной драматургии (обилие дидактико-моралистического элемента, мо­тив сочувствия «страждущему челове­честву») и реалистические тенденции ве­ли к преодолению условностей класси­ческого комедийного жанра. В итоге, благодаря своей идейной сущности и тесной связи с народно-речевой традицией, «Недоросль» вполне оправдывает название «комедии народной», данное ему Пушкиным в «Послании цензору».

Обе комедии — «Бригадир» и в осо­бенности «Недоросль» — оказали исклю­чительно большое влияние на дальней­шее развитие русской драматургии. По словам Белинского, «русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но нача­лась только с Фонвизина» (Полн. собр. соч., т. III, М., 1953, с. 470).

Гоголь ставил «Недоросля» рядом с «Горем от ума» Грибоедова, называя их «истинно обществен­ными комедиями», в которых «раны и болезни нашего общества, тяжелые зло­употребления внутренние… выставлены в очевидности потрясающей».

Почти одновременно с окончанием «Не­доросля» Денис Иванович написал замечательный по содержанию и форме политический трак­тат «Рассуждение о непременных государ­ственных законах». Предназначавший­ся для наследника русского престола, трактат этот дол­жен был внушить будущему монарху сознание строжайшей ответственности перед лицом закона. Показывая, к чему приводит самодержавный произвол, драматург превращает свой трактат в острейший памфлет, бичующий Екатерину II и процветавшую при ней систему фаво­ритизма. Многое в этом «Рассуждении» непосредственно перекликается с идей­ной направленностью «Недоросля». Впо­следствии, сокращенный и переработан­ный применительно к условиям обще­ственной борьбы конца 10-х — 1-й пол. 20-х гг. XIX в., текст «Рассуждения» был использован в агитационных целях декабристами.

В последнее десятилетие своей твор­ческой деятельности Денис Иванович написал большое количество прозаических произведений, разнообразных по форме, но сатириче­ских в своей основе. Таковы:

«Опыт рос­сийского словника» (в это время он интересовался вопросами языка и составил для Российской академии проект «Толкового словаря славяно-рос­сийского языка»),

«Челобитная россий­ской Минерве от российских писателей»,

«Поучение, говоренное в Духов день иереем Василием в селе П.», «Повество­вание мнимого глухого и немого»,

«Каллисфен» греческая повесть.

Большой обществен­ный резонанс получили «Несколько воп­росов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание» , содержавшие прямые выпады про­тив внутренней политики Екатерины II и вызвавшие с ее стороны крайнее раз­дражение и обвинение автора в «свободоязычии».

В 1788 Денис Иванович подготовил к печати пер­вую часть журнала, составленного сплошь из его собственных произведений, — «Друг честных людей, или Стародум», но издание было запрещено Управой бла­гочиния. В состав первой части журнала должен был войти один из самых блестя­щих образцов политической сатиры не только в творчестве Фонвизина, но и во всей русской сатирической прозе XVIII века — «Всеобщая придворная грамматика». Ма­териалы, предназначавшиеся для «Друга честных людей», появились в печати толь­ко в первой трети XIX века.

Об огромном вкладе драматурга в развитие русской прозы свидетельствуют не только его сатири­ческие произведения, но и письма — замечательный памятник эпистолярного стиля, а также его автобиографические записки «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях».

Единственной сатирой в стихах, написанной, по-видимому, в последний период творчества, явля­ется басня«Лисица-казнодей» (напе­чатана в 1787), блестяще пародирующая стиль официальных панегириков монар­хам и беспощадно разоблачающая их сочинителей. Наряду с «Всеобщей придворной грамматикой» она показывает, что талант Фонвизина-сатирика достиг в это вре­мя своего наивысшего общественно-по­литического накала.

Творческое наследие Дениса Ивановича оказало глу­бокое воздействие на дальнейшее формирование критического реализма в рус­ской Литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным «образование прозы».

В сужде­ниях А. Бестужева, Пушкина, Гоголя, Герцена подчеркивалась самобытность и народность его таланта. Преемственную связь между передовой русской драма­тургией, у истоков которой стоит Фонвизин, с театром Островского отмечал Гонча­ров.

Жизненность сатирических персонажей драматурга в новых исторических условиях показал в ряде своих произведений Щед­рин («Письма к тетеньке», «Господа ташкентцы», «Круглый год»).

По опреде­лению М. Горького, Денис Иванович положил начало «великолепнейшей и, может быть, наибо­лее социально-плодотворной линии рус­ской литературы — линии обличительно-реалистической».

«Недоросль» — единственная рус­ская пьеса XVIII века, занявшая прочное место в репертуаре советского театра. Этот факт служит ярким свидетельством непреходящего значения творчества драматурга и сатирика.

Умер — в 1792 г., похоронен в Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Усадьба Спас-Коркодино

 

Владельцы усадьбы: Фонвизины
Архитектор усадьбы:
Местоположение усадьбы: в 20 км от Клина, по направлению к Дмитрову
Сохранность усадьбы:
Усадьбу посещали: В 19 веке усадьбу посещали многие деятели искусства и культуры того времени – Пущин, Чайковский, Менделеев, Блок.

К востоку за реку Лутосню уходит Зубовское шоссе. На крутом холме, возвышающемся над рекой, широко раскинулось старинное село Спас-Коркодино. Это бывшее имение Фонвизиных, родственников знаменитого писателя — сатирика Дениса Ивановича Фонвизина. Здесь до 1826 года жил его племянник герой Отечественной войны 1812 года декабрист М. А. Фонвизин, у которого бывал И. И. Пущин.
С Бобловской горы открывается великолепный вид на деревни Попелково, Дубровки (бывшая вотчина Давыдовых), Спас-Коркодино (принадлежала помещику С.П.Фонвизину), Вороново (старинная вотчина бояр Татищевых). Об этих местах писала в своих воспоминаниях жена ученого А.И.Менделеева: «В Бобловской местности есть что-то цельное, законченное, как в произведениях талантливого художника… Местность гористая: три больших горы – Бобловская, Спасская и Дорошевская. Между ними в долине извивается речка Лутосня с лугами и лесами. Главная линия этих холмов с рекой, с широкими горизонтами дает какое-то былинное настроение. Усадьба наша стояла наверху Бобловой горы, в парке».
Еще одна усадьба Клина – «Спас-Коркодино», находится в одноименном селе Клинского района. Усадьба принадлежала когда-то Фонвизиным, в роду которых наиболее известны сатирик Д.И Фонвизин и герой отечественной войны 1812 года – М. А. Фонвизин. В 19 веке усадьбу посещали многие деятели искусства и культуры того времени – Пущин, Чайковский, Менделеев, Блок. Усадьба находится в 20 км от Клина, по направлению к Дмитрову.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние