Эволюция или направленное развитие?

Соответствует ли то, что говорит Библия о творении мира и человека, современным научным данным или противоречит им? Такой вопрос нам задают нередко. Однако он не вполне правильно поставлен.

Дело в том, что к вопросу о творении мира и человека наука и религия подходят с совершенно разных позиций.

Научный подход к изучению того или иного явления связан с решением вопроса: «Почему так происходит или произошло?» И, соответственно, с этой позиции ведется изучение определенных явлений материального мира. Что касается происхождения мира, жизни и человека наука пытается рассмотреть всё это, пользуясь своими методами в рамках своей компетенции.

Библия в объяснении тех же самых вопросов идет совершенно иным путем. Религиозный подход в изучении того или иного явления связан с решением вопроса: «Зачем? С какой целью?» Именно на эти вопросы отвечают первые три главы книги Бытия (первой книги Библии), говоря о происхождении мира, жизни и человека.

Важнейшая мысль библейского повествования о творении – постепенное становление мира, сотворенного и созданного Богом. Мир созидается не в один миг, а на протяжении некоторого времени, так называемых семи дней, или семи определенных периодов времени. Причем в каждом дне творения происходит нечто особое, характерное именно для этого дня.

Развитие мира происходит постепенно, поступательно. Однако Священное Писание ничего не говорит о длительности дней творения. Из текста первой главы книги Бытия ясно вытекает мысль о том, что наши земные сутки никак нельзя отождествлять с длительностью творческих дней.

Творение, как оно описывается в Священном Писании, – это возникновение чего-либо из небытия, то есть возникновение того, чего раньше не существовало. О таком творении Моисей – автор книги Бытия – говорит только три раза, используя древнееврейское слово бара. В первый раз говорится о сотворении из ничего неба и земли, во второй – души живой, в третий – человека. Таким образом человек, по телу подобный животным, по своим духовным свойствам есть нечто совершенно новое в мироздании.

Во всех остальных случаях при описании творения в Библии использован древнееврейский глагол аса, означающий создание из ранее существующей основы. Так были созданы небесная твердь (организованное пространство), наше Солнце и прочие небесные тела. После сотворения души живой (бара) были созданы (аса) все виды животных.

Человек и сотворен, и создан. Тело создано из праха земного и подобно организмам всех живых существ.

Атеисты утверждают, что мир возник сам по себе, Бог тут ни при чем. Однако чем глубже ученые изучают материальный мир – и космос, и микромир, тем яснее видят, что всё устроено очень разумно и премудро. Более того, теперь ученые часто говорят про антропный принцип устроения материального мира, то есть принцип разумности (от слова антропос – человек). Так следы чьего же разума мы видим в природе?

Некоторое время назад ученым казалось, что они открыли те первичные кирпичики, из которых создан материальный мир, – атомы. Их считали неделимыми. Однако в своем дальнейшем развитии наука открыла, что атомы устроены настолько разумно и сложно, что их изучение столь же безгранично и беспредельно, как и изучение космоса.

Но разве мы можем привести хоть один пример, когда что-либо разумное могло появиться без участия чьего-либо разума? Даже простейший гвоздь сам из куска руды не получится. А атеисты утверждают, что разумный мир произошел сам! А на каком основании строится это утверждение? Нет в мире таких законов, когда без участия ума возникало бы что-то разумное.

Библия говорит о постепенном развитии мира от более простого к более сложному и совершенному. Однако Священное Писание не дает никаких оснований говорить о саморазвитии Вселенной. Каждый этап сопровождается Божиим повелением: «Да будет!» И земля отвечает на этот творческий порыв. Как долго и каким путем земля породила жизнь – Библия умалчивает. Но твердо утвержда­ет: вся жизнь возникла из рук единого Бога и по Его воле. А какими путями Божия воля преображала созданный Им мир и готовила к появлению человека – на эти вопросы Священное Писание не отвечает. Но именно этими вопросами и занимается наука. При этом у науки нет никаких противоречий с Библией.

Великое чудо – жизнь. Совершенно грандиозно отличие живой клетки от неживой материи. Утверждение, что жизнь самозародилась, что в природе произошло возникновение живой клетки из неживой материи без постороннего воздействия, ничем не обосновано. Наука не знает такого закона, по которому неживое превращается в живое. Вероятность самозарождения жизни практически равна нулю (10-255). Чтобы из сцепления молекул самостоятельно образовалась живая клетка, к примеру, равноценно тому, как обезьяна хаотично печатала бы буквы на клавиатуре, и из них сложилась бы «Большая энциклопедия» или «Евгений Онегин». Крупнейший американский биолог Бен Хобринг посчитал, что вероятность самозарождения жизни, по меньшей мере, равна тому, как если бы обезьяна четыреста раз перепечатала Библию без единой ошибки. Американский ученый Каслер утверждает, что существует практическая невозможность самозарождения жизни: «Идею о том, что в результате случайного сцепления молекул могла возникнуть жизнь, следует отвергнуть».

Главное положение эволюционной теории – это то, что из одного вида могут возникать другие виды. Видов много, но началось всё с одного. Однако в природе этого нет. Построить генеалогическое дерево возникновения видов одних из других никому так и не удалось. Целые группы видов оказываются никак не связанными с другими. Сам Чарльз Дарвин рассчитывал, что его теория будет подтверждена раскопками: там, под землей, будут найдены все промежуточные стадии происхождения одного вида от другого. Но этого так и не произошло.

Говоря о происхождении человека, современная наука пришла к выводу, что современный человек – гомо сапиенс – появился 30–35 тысяч лет назад. При этом я прекрасно помню, как в годы моей студенческой молодости, когда учился в МГУ, нам на занятиях по антропологии объясняли, что все так называемые предки человека – австралопитек, питекантроп, синантроп, неандерталец – не явля­ются и не могут являться предками человека. И это было 50 лет назад, в советское атеистическое время. Позднее, когда генетика перестала считаться в нашей стране «буржуазной лженаукой», ученые стали утверждать, что такие громадные скачки-мутации в изменении вида в принципе не жизнеспособны, то есть происхождение человека от обезьяны невозможно.

Цель эволюции – приспособление животного к окружающей среде. Обезьяна в этом отношении – совершеннейшее существо. Она сможет пройти по узенькой дощечке на громадной высоте. А человек – нет, его убьет способность думать. Любая форма жизни, кроме человека, стопроцентно приспособлена к своим условиям существования. И эта мысль о переходе одного вида в другой нигде не находит своего подтверждения.

Направленное Богом развитие мира – это вполне логично. И человек – образ Божий – имеет цель своего развития: совершенствование, достижениеБогоподобия, то есть по своим внутренним качествам стать, в меру своих возможностей, как Бог, и с Ним наследовать Вечность и Бессмертие.

Автор: Протоиерей Борис Балашов,
настоятель Скорбященской церкви г. Клина
Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние