Архимандрит Петр (Александр Николаевич Афанасьев)

Биография

1460412605_arhimandrit-petr3-2

Архимандрит Петр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) — архимандрит Русской православной церкви, наместник Московского Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря, заслуженный деятель искусств РФ. Художественный руководитель хора «Благозвонница» Заиконоспасского мужского монастыря.

Родился 20 ноября 1938 года в селе Реп-Плата Курской области в семье Николая Ивановича и Евдокии Григорьевны Афанасьевых, которые были певчими хора в местном соборном храме Архангела Михаила. Был крещен в день рождения приходским священником в честь Александра Солунского.

Осенью 1945 года семья переехала в Москву. С детства пел на клиросе. По собственным воспоминаниям: «В семье все были верующие — и я был верующим. Учился, как все. В школе, меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой».

В 1960 году женился на Евгении Дмитриевне Андреевой. Венчал Александра и Евгению схиархимандрит Амвросий (Иванов), оказавший значительно воздействие на духовное становление Александра.

По окончании специального музыкального училища по классу домры, где также играл и на контрабасе, был призван в 1963 году в армию.

В 1965 году завершил прохождение срочной военной службы и одновременно успешно закончил обучение в консерватории по классу контрабаса. В 1965—1975 годы Александр Николаевич был заведующим классом дирижирования Музыкального училища им. Гнесиных. В 1975 году там же прошел курс обучения по классу дирижирования.

В 1972—1992 годы являлся художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии, получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России.

Активно участвовал в записи первых дисков церковных песнопений хора Троице-Сергиевой лавры между 1968 и 1978 годами.

Батюшка стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов, среди которых выделяются созданная им в 1975 г. Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии и основанный в 1997 г. мужской камерный хор «Благозвонница».

В 1989 году в возрасте 51 года митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием был рукоположён в сан диакона, после чего служил в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре. В 1991 году был рукоположён в санпресвитера, продолжил служить там же до 1992 года.

С 1992 по 1994 года был заведующим кафедрой церковного пения Российского православного института им. св. ап. Иоанна Богослова.

В 1994 году окончил Московскую духовную семинарию.

С февраля 1995 года служил клириком при Патриаршем подворье в Высоко-Петровском монастыре города Москвы.

В 1998 году иерей Александр назначается настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря года Москвы. Как он сам отмечал: «С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений».

В 1999 году при храме Спаса Нерукотворного бывшего Заиконоспасского монастыря им был основан мужской камерный хор «Благозвонница». Репертуар коллектива составляют классические духовные песнопения, произведения современных композиторов, национальные песни.

22 июня 1999 года указом Патриарха Алексия II в селе Шостье было образовано Патриаршее подворье храма святителя Николая Мирликийского, настоятелем которого был назначен священник Александр Афанасьев.

В 2000 года был пострижен в монашество с именем Петр в честь святителя Петра, митрополита Московского. Тогда же приняла постриг и его сурпуга. «И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое».

Боролся за возвращение бывшему монастырю его некогда отторгнутых помещений. В 2004 году он отмечал: «Ситуация очень плохая. Пока ведутся многолетние тяжбы за право распоряжаться площадями и помещениями бывшего монастыря, разрушается уникальный комплекс исторических зданий и православных святынь, связанных с именами первопечатника Ивана Фёдорова, Симеона Полоцкого, Михаила Ломоносова. Кроме того, сейчас нависла угроза строительства на базе выдающихся памятников культуры федерального значения гостинично-развлекательного центра».

7 июля 2005 года Патриархом Алексием II назначен настоятелем Патриаршего подворья храма во имя благоверного князя Александра Невского в селе Акатово Клинского района Московской области.

6 апреля 2006 года в Московском храме святителя Николая в Звонарях возведён в сан игумена патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

5 марта 2010 года постановлением Священного Синода назначен наместником Московского Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря, открытого и выделенного из Патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе.

19 апреля 2011 года в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» монастырского собора Спаса Нерукотворного Образа Патриарх Кирилл вручил игумену Петру игуменский жезл, а также удостоил его права ношения креста с украшениями.

1 мая 2013 года в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора обители возведён в сан архимандрита патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

29 мая 2013 года решением Священного Синода Патриаршее подворье храма святого благоверного князя Александра Невского в селе Акатово было преобразовано в ставропигиальный женский монастырь, настоятельницей которого стала монахиня Антония (Минина).

26 мая 2014 года в стенах Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря в Москве открылась международная научно-практическая конференция «Корейцы и Православие. К 150-летию проживания корейцев в России», на которой он выступил со вступительным словом.

24 декабря 2015 года решением Священного Синода патриаршее подворье храма святителя Николая Мирликийского в поселке Шостье было преобразовано в Никольский Шостьенский ставропигиальный женский монастырь, игуменией которого была назначена назначить монахиня Неонилла (Фролова).

Скончался 11 апреля 2016 года, в 7 часов утра, в Москве, на 78-м году жизни. В этот же день председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) совершил литию по новопреставленному архимандриту Петру в приделе преподобного Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры.

13 апреля в Заиконоспасском монастыре архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) возглавил чин отпевания. Погребён в правом приделе святого великомученика и целителя Пантелеимона храма святого благоверного великого князя Александра Невского Свято-Троицкого Александро-Невского ставропигиального женского монастыря.

Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего новопреставленного архимандрита Петра…

Из интервью с архимандритом Петром (Афанасьевым):

1460412615_arhimandrit-petr3-1

«С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие — и я был верующим. Учился, как все. В школе меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой.

Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время, — так рассказывал о своем детстве отец Петр.

— Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь выбрать. Один старец мне сказал: «Когда наступит старость, тогда и примешь монашество, а так — живи по-монашески». И я все время так и старался и как бы уже вел себя к монашеству.

После окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили это – и я спокойненько ушел со своей должности, не задумываясь. А монашество принял в 2000 году, и прекрасно себя чувствую. И хорошо, что принял в это время, в этом возрасте. Я был уже зрелым человеком, уже не терпел таких страстей, которые испытывают 17-18-летние дети, хотя раньше претерпевал, знал, что это такое.

Таков мой духовный путь.

Как сюда, в Заиконоспасский монастырь, попал? Просто я шел по Промыслу Божию, принимал, что Господь дает. Стать наместником или совершать какой-то особый духовный подвиг не стремился. У нас в семье вообще ругали за желание как-то выказать себя. Мне говорили так: «Твое дело – царское, срединный путь. Иди потихонечку – и все». Мама меня воспитывала так: «Терпи, что тебе Господь даст». И я терпел. Учился – терпел, поступил – терпел, защитил – терпел, и гонения терпел, и нападки…

На службах в Спасском соборе, куда меня назначили настоятелем в 1998 году, сразу стали бывать не только монахи, но и прихожане-миряне. Монахи – это соль. Именно соль. И то, что миряне больше обращаются к монахам, – это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах – это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы принимаем прихожан как сродников.

С первых дней я приучал прихожан читать молитвы, читать Псалтирь. В день община прочитывала всю Псалтирь. Мы пробовали разные варианты, например, собирались все в храме и по очереди читали по кафизме. Службы с первого дня у нас были монастырские, без всяких сокращений.

Вообще я люблю служить, люблю Православие. Православие – это очень трудно. Быть православным христианином – это надо заслужить, заслужить своим поведением, обращением с людьми, где бы ты ни был – в лесу, в поезде. В каких бы обстоятельствах ни оказывался, ты всегда должен быть одинаков и стараться любить. У меня вот не всегда получается.

И главное  – никого не оскорблять.

Мы забыли, что такое вообще любовь. А ведь без любви невозможно. Говорим о любви – а ее нет. Конечно, не 100% нет, но в наше время она иссякает, слишком много лицемерия – и во всем надо разобраться».

*   *   *

…Расскажу историю. В один дальний уголок, где жили люди разных национальностей, послали самого талантливого студента семинарии. Он приехал, к нему походили-походили – и перестали. Отправили студента похуже, он там побыл-побыл – и несолоно хлебавши уехал. Наконец, направили якобы самого нерадивого студента. Он стал там служить, а через год пишет: «Присылайте еще священника. У меня полно народу, все крестятся, я просто не успеваю».

Понимаете, если мы выйдем на улицу и станем говорить: «Православие – самая лучшая религия! Идите к нам!», разве кто-то пойдет? А вот если люди сами посмотрят, какие у нас строения, какое пение, а какое поведение и обращение с людьми, то они сами и подумают о том, что в нашу веру надо обратиться.  

*   *   *

…Жизнь сейчас очень сложная, и в этой сложности надо не потерять душу, потому что душа дороже всего в мире. Можно говорить о высоких материях, об атомах, об электричестве – о чем угодно, а можно жить очень просто — но нельзя быть бездуховным.

Иногда я задумываюсь, как же говорят, что Ломоносов, родившись и выросши в какой-то поморской деревеньке, мог стать таким великим ученым? Но он ведь был воспитан не в какой-то глухомани, где не было ничего. На его малой Родине были грамотные люди, чистая речь, чистое мышление. Сейчас дети наши запутаны, им преподают множество предметов даже в школе, а надо учить главному – простоте. Корни Ломоносова были в земле, не испачканной духовно, он шел в Москву – и знал, куда шел и зачем, а главное — шел с верой. Он любил Родину, а ведь человек без Родины — без корней. Что уж сказать о человеке без Православия!… «Без Бога – не до порога».

*   *   *

Говорят, у нас семьи разваливаются. А потому что люди не знают, что такое любовь. Вот скажи мне, что такое любовь, одним словом?

— Одним? Сложно так вот сказать…. Бог.

— Бог – да, конечно. А вот я тебе скажу одним словом: любовь – это жертва. Я жертвую для тебя, для него, для людей… Люблю людей, потому что это творение Божие. Могу ли я не любить девушку или жену, если это творение Божие? А если так, то я не имею права блудить, оскорблять и так далее. А значит, семьи будут очень чистыми, прочными.

— Но много ли сейчас людей, которые именно так подходят к этому вопросу?

— А людей надо учить и показывать своим поведением, а не так, что говорить одно, а делать по-другому. И надо любить все, что дает Господь Бог. Ведь без Господа Бога мы не можем сделать ничего.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние